Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском
саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий,
сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и
организованного отдыха.
Современная жизнь доказала необходимость
обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ,
родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального,
техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация
поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям:
предвидеть, научить, уберечь. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя
следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных
условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме
безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и
терроризм.
Коллектив
ДОУ обеспечивает безопасность детей с учетом современных требований
и строит свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных
документов по разделам:
·
охрана жизни и здоровья детей;
·
противопожарная и техногенная
безопасность;
·
предупреждение дорожно-транспортного
травматизма;
·
обеспечение безопасности и усиление
бдительности при угрозе террористических актов.
В
эту работу включены все участники воспитательно-образовательного
процесса: дети, сотрудники, родители.
1. Работа с детьми включает в себя формирование у детей
представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание
навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.
2. Работа с сотрудниками строится на изучении
нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению,
инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечении
контроля за исполнением данных инструкций.
3. Работа с родителями носит профилактическую
направленность и может осуществляться в виде консультаций, проектной
деятельности в соответствии с реализацией раздела программы по ОБЖ.
В
ДОУ разработан план взаимодействия с родителями, включающий в себя :
·
проведение родительских собраний;
·
оформление информационных уголков
(папки-передвижки, консультационные папки, памятки, буклеты и т. п.);
Основными
задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства
являются:
·
изучение и реализация основных направлений
законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение
нормативно- правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по
формированию безопасного образовательного пространства;
·
наращивание опыта межведомственного,
комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного
образовательного пространства;
·
аттестация образовательного учреждения по
созданию медико- социальных, организационно — технических условий, обеспечивающих
безопасность и сохранение здоровья всех участников
воспитательно-образовательного процесса;
·
обеспечение выполнения сотрудниками и
воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно — правовых
актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания;
·
выполнение правил пожарной безопасности и
соблюдение противопожарного режима;
·
формирование у воспитанников и сотрудников
устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных
ситуаций;
·
оснащение образовательного учреждения
противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;
·
обеспечение безопасной эксплуатации
здания, оборудования и технических средств обучения.
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ,
РЕШАЕМЫЕ В ДОУ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ
СИТУАЦИИ.
Обеспечение правопорядка и
антитеррористической защищенности, безопасности при чрезвычайных ситуациях,
охраны труда. Состояние антитеррористической защищенности объекта является
одним из критериев обеспечения безопасности воспитанников и персонала ДОУ,
создания условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья во время воспитательно
— образовательного процесса.
В
ДОУ организована работа по обеспечению безопасности участников
воспитательно — образовательного процесса:
·
разработан план действий в условиях
возникновения чрезвычайных ситуаций;
·
разработана инструкция о порядке
взаимодействия со службами жизнеобеспечения города при возникновении
чрезвычайных ситуаций;
·
разработано методическое пособие для
руководителей, педагогов и обслуживающего персонала ДОУ «Безопасность в
дошкольных учреждениях;
·
для отработки устойчивых навыков
безопасного поведения в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций в ДОУ
ежемесячно проводятся тренировочные занятия по эвакуации с детьми и персоналом
ДОУ на случай угрозы террористического акта.
·
систематически проводится обследование
дошкольного учреждения и прилегающей территории на предмет их защищенности,
работоспособности охранной сигнализации, обнаружения посторонних предметов.
·
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Требования пожарной безопасности —
специальные условия социального и технического характера, установленные в целях
обеспечения пожарной безопасности законодательством российской Федерации,
нормативными документами или уполномоченными государственным органом.
В
нашем ДОУ разработано:
1. Положение об организации работы по обеспечению
пожарной безопасности
2. Противопожарный режим
3. План противопожарных мероприятий
В
ДОУ делается особый упор на соблюдение требований безопасности. Со стороны
методической службы ДОУ проводится работа с педагогическим коллективом по
обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности:
·
семинары;
·
вопросы рассматриваются на педагогических
советах;
·
создана соответствующая развивающая среда;
·
разработано перспективное планирование по
обучению дошкольников правилам безопасности;
·
ежемесячно проводятся тренировочные
эвакуации воспитанников и персонала ДОУ;
·
разработано перспективное планирование по
обучению дошкольников правилам пожарной безопасности;
·
ведется работа по созданию мини- музея по
пожарной безопасности;
·
ежегодно проводятся месячники пожарной
безопасности;
·
ежемесячно проводятся тренировочные эвакуации
воспитанников и персонала ДОУ на случай возникновения пожара.
Итак, понятие «безопасность» включает не
только организацию защиты всех участников образовательного процесса от
чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, природные, экологические и техногенные
катастрофы, террористические угрозы, экстремизм и насилие над личностью, но и
транспортный и бытовой травматизм, недостаточно защищенные условия труда и
учебы, незаконное вторжение в личное и информационное пространство. Это также
умение правильно оценивать внешние факторы и оперативно и адекватно реагировать
на них. Только при одновременном учете всех этих факторов можно говорить о
создании действенной системы комплексной безопасности.
С учетом всего перечисленного можно
выделить два основных направления работы. Это обеспечение индивидуальной
безопасности личности, которая включает профилактику попадания в травматичные в
физическом или психологическом плане ситуации, формирование навыков безопасного
поведения в различных ситуациях. А также организация коллективной безопасности,
предполагающая создание защищенного пространства, не являющегося источником
опасности, и условий для спокойной и максимально комфортной жизнедеятельности.
Обеспечение безопасности зависит не только
от оснащенности объектов образования самыми современными техникой и
оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т.е. от грамотности
и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений и
учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и
педагогами, от подготовленности обучающихся и работников учебных заведений к
действиям в чрезвычайных ситуациях.
Законодательная
база по охране жизни и здоровья детей:
***Конвенция по правам ребенка, ст. 6, п. 1,2, ст.19;
***Конституция РФ, ст. 41, п. 3, ст.;
***Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 24.07.98 № 124-ФЗ;
***Гражданский кодекс РФ, гл. 59, ст. 1064
«Общие основания ответственности за причинение вреда», ст.1065 «Предупреждение
причинения вреда»;
***Семейный кодекс РФ, раздел 4, гл. 12, ст.
63, 65 «Права родителей по воспитанию и образованию детей»;
***Устав МДОУ и родительский договор (см.
в разделе "Документы")
Для
обеспечения безопасности детей в ДОУ имеются:
*металлические двери;
*тревожная кнопка;
*система пожарной сигнализации;
*план эвакуации детей.
Требования Правил противопожарного режима при
организации и проведении
мероприятий с массовым пребыванием людей
– дороги, проезды и подъезды к зданиям и
источникам противопожарного водоснабжения должны быть свободными для проезда
пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, очищенными от снега и
льда;
– провести целевой противопожарный
инструктаж с работниками, задействованными в проведении мероприятия;
– помещение для проведения мероприятия
дополнительно укомплектовать первичными средствами пожаротушения
(огнетушителями), а также убедиться в исправности всех средств противопожарной
защиты объекта;
– допускается использовать только этажи и
помещения, обеспеченные не менее чем двумя эвакуационными выходами;
– двери на путях эвакуации должны
открываться по направлению выхода и иметь возможность свободного открывания
изнутри без ключа;
– елку необходимо устанавливать на
устойчивом основании, не загромождать выход из помещения, ветки елки должны
находиться на расстоянии не менее 1 метра от стен и потолка;
– не использовать лампочки в гирляндах
мощностью более 25 Вт. При этом электропровода должны быть гибкими, с медными
жилами, исправной изоляцией и подключаться к электросети при помощи штепсельных
соединений;
– при обнаружении неисправности елочного
освещения (сильное нагревание проводов, мигание лампочек, искрение и т.п.)
иллюминация должна быть немедленно отключена и не включаться до выяснения
неисправностей и их устранения.
Запрещается:
– применять пиротехнические изделия,
дуговые прожекторы, свечи и хлопушки, устраивать другие световые
пожароопасные эффекты, которые могут привести к пожару;
– применять электрические гирлянды и
иллюминацию без сертификатов соответствия;
– украшать елку целлулоидными игрушками, а
также марлей и ватой, не пропитанными огнезащитным составом;
– проводить огневые, покрасочные и другие
пожароопасные работы;
– использовать ставки на окнах для
затемнения помещений;
– уменьшать ширину проходов между рядами и
устанавливать в проходах дополнительные кресла, стулья и т.п.;
– допускать заполнение помещения людьми
сверх установленной нормы;
– загромождать эвакуационные пути и выходы
различными материалами, изделиями, оборудованием, мусором и другими предметами;
– фиксировать самозакрывающиеся двери
лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении, а также
снимать их;
– при проведении мероприятий должно быть организовано дежурство на сцене и в зальных помещениях ответственных лиц или членов добровольных пожар